Главная • О FruityLoops • Fruity Plugins • School • RUference • FAQ • Fruity TOP • Hall of Fame • Loops List • Download

Урок 12 - Содержание

Страница 1

Вернуться к списку уроков

Реклама

ФорумСсылкиОбратная СвязьО Нас


Fruity School

Урок 12

Реализация MIDI в программе FruityLoops Studio 4
     Автор: DJ_YOSHI (Парфёнов Яков Иванович) 23 ноября 2003 г.

Информация в этой статье будет полезна начинающим музыкантам, любителям или просто людям, которые хотели бы узнать немного больше о программе Image Line Fruity Loops Studio 4. Не открою секрет, что эта программа служит для создания музыкальных проектов (композиций, ремиксов, аранжировок…). Помимо работы с распространённым форматом сэмплов и звуков (*.wav), она может неплохо применяться для создания проектов в формате MIDI (*.mid). Подробнее об этом формате можно почитать в разделе "Статьи" на сайте WWW.MIDI.RU. К программе можно легко и быстро привыкнуть, освоить принципы работы, основные механизмы, оценить удобства и все приятные качества этого продукта. Ну ладно, это уже больше похоже на рекламу.

Другими словами: это простая и удобная, в обращении, программа для создания мульти - форматной (в различных форматах) любительской и полупрофессиональной музыки. С профессиональной точки зрения в программе всё же можно найти ряд неточностей, но это никак не помешает плодотворной работе конечного пользователя в виду всех её плюсов. В общем "юзайте" на здоровье!


Часть 1: Подготовка к работе

Прежде чем начать работу в программе её необходимо подготовить и правильно настроить.

В пример звуковой карты возьмём Creative Sound Blaster Audigy 5.1, и в дальнейшем ориентация пойдёт только на неё. Не будем перечислять её достоинства и недостатки ведь об этом можно узнать на различных музыкальных форумах, а спецификацию посмотреть на сайте производителя www.creative.ru или www.creative.com. Итак, запускаем программу Fruity Loops Studio 4 и сразу же переходим к диалоговым окнам настроек (меню options -> MIDI settings или клавиша F10).
 

Примечание: В работе с программой могут быть очень полезными "горячие" клавиши.

Перед собой мы увидим типичное окно настроек, состоящее из нескольких закладок (MIDI, AUDIO, GENERAL и FILE). Остановимся на закладке MIDI:

Настройки MIDI

Для настройки нам нужны только три поля (Output port mapping, master sync output и Remote control input). Поле Output port mapping служит для обзора и назначения "MIDI устройствам вывода" портов.

Примечание: MIDI устройство вывода - это устройство для приёма, обработки и последующего воспроизведения MIDI команд, посылаемых с произвольного MIDI устройства (в данном случае в программе FL Studio это так называемый "MIDI поток").

Особо "не грузитесь" :). Понимать это вовсе не обязательно. Достаточно дочитать статью до конца и произвести подобные настройки в программе. Драйверы типа Roland VSC-88 или Yamaha S XG-100 также должны отображаться в списке поля Output port mapping и непосредственно полноценно работать в программе.

Для назначения порта устройству MIDI вывода нужно один раз щёлкнуть по нужному устройству и при помощи расположенного ниже циферблата Port number выбрать порт.

Внимание! Нельзя назначать один порт нескольким MIDI устройствам. Такая настройка заставит звучать инструменты одновременно на нескольких устройствах.

Примечание: Если есть возможность, можно создавать композиции, используя сразу несколько MIDI устройств (Так просто с помощью этой программы разнообразить и приукрасить чудесный мир музыки).

Следующее поле master sync output предназначено для того, что бы выбрать нужное MIDI устройство для синхронного звучания, (на которое будут посылаться MIDI команды из конструируемой композиции).

Remote control input - это поле для выбора MIDI порта на звуковой карте, к которому подключён контроллер, MIDI клавиатура или же другое устройство которое будет посылать команды MIDI (если есть :), а если и нет - не беда!) и выбора типа самого контроллера (у меня стоит generic controller "обычный или просто стандартный контроллер", так как у меня простой синтезатор с поддержкой MIDI, то есть MIDI вход и выход на борту). Больше из настроек для работы нам здесь ничего не понадобится.

Итак, подведём итоги по сделанным настройкам на закладке MIDI и посмотрим, что у нас получилось: В поле Output port mapping выбрано устройство "SB Audigy Synth B" и ему назначен Port 2 (в дальнейшем как раз этот порт и будет использоваться в программе). На этом устройстве у нас будет воспроизводиться звук инструментов, загруженного в него банка Sound Font 2. "Банк" - это набор инструментов и ударных (для карт Creative банки c расширением *.sf2). Но не будем переходить на другую тему, об этом отдельный разговор (отдельная статья, разумеется). Выбрали master sync output "SB Audigy Synth B" для синхронизации. Подключённая MIDI клавиатура будет на "SB Audigy MIDI Port" (На борту или где-то рядом, в зависимости от типа Вашей карты).

Примечание: SB Audigy 5.1 (стандартная) не умещает на одной планке все разьёмы, поэтому MIDI порт (GAME/MIDI) был перенесён на дополнительную планку. Но есть ещё одна модификация этой модели карты, у которой отсутствует разъем интерфейса SB 1394 (IEEE 1394 он же FireWare и он же iLink). Есть так же удобный Audigy Drive модуль, который представляет собой панельку со всеми нужными разъёмами, подключаемый к звуковой карте внутри системного блока специальным интерфейсным шлейфом и выводимый на переднюю панель системного блока (на ряду с CD/DVD Приводом), что значительно может упростить работу с кучей шнуров, штекеров и всего прочего.

Теперь переходим к закладке AUDIO: В поле OUTPUT нужно выбрать драйвер звуковой карты (SB Audigy Audio - в нашем случае). Очень важное замечание!: У Audigy карты есть поддержка Creative ASIO драйвера, но для MIDI это не годится, так как идёт странное запаздывание и рывки при проигрывании композиций. Но всё же при конструировании обычных композиций (не MIDI) всё нормально! Из-за этого, при переходе с MIDI на обычный (сэмпловый, генераторный) формат композиций, приходится переключать драйвера в поле OUTPUT. DirectSound Streaming Buffer - поле выбора длинны буфера DirectSound. Это тоже важный параметр, который используется при выборе длинны буфера в ms (миллисекундах). У меня поставлено 46 ms.

Примечание: Желательно чтобы у Вас стоял Microsoft DirectX последней версии (последняя версия на момент написания статьи - DirectX 9.0b End User, смотреть на www.microsoft.com). Как бы не ругали дядю Билла, с Windows по-прежнему работают большинство пользователей, и, надо заметить, если правильно настроить и "заточить" винды, то работать можно "на ура".

Галки на чек-боксах use polling и use hardware buffer можно не ставить в случаях если у Вас система Windows XP или 2K. Ну а если всё же Windows 98 или ME, то use polling нужно отметить. Не буду объяснять, что это за параметры. В статусе Underruns копятся цифры в случае переполнения буфера DirectSound (ориентируясь на этот статус можно максимально точно настроить звуковую карту до пиковой производительности). Вообще нужно выставить такую длину буфера, чтобы при воспроизведении композиции underruns не переполнялся цифрами.

Настройки MIDI

Обратите внимание на Enable MIDI remote control, Enable MIDI output и Enable MIDI master sync в меню OPTIONS (Настройки). Все эти параметры обязательно должны быть включены. Ну вот наверно и всё касательно настроек программы на MIDI - лад. Можно со спокойной душой приступать к организации рабочей области.


Часть 2: Организация рабочей области

MIDI модуль в программе сконструирован весьма интересно и даже очень удобно. Переходим к меню Channels (Каналы) >>> Add one (Добавить) >>> MIDI Out (Генератор MIDI).

Добавить генератор MIDI

На экране появится Генератор с кучей всяких настроек и параметров. С этим окошечком нам и придётся работать. Сразу же обращаем внимание на меню MIDI Out >>> Presets (Пред-установки).

Добавить генератор MIDI

Откроется список с уже готовыми (сделанными) настройками для различных типов звуковых карт и "MIDI устройств" (Внешних установок для проигрывания MIDI данных или же просто синтезаторов). Я выбрал SB Live! (наиболее близко к моей карте). Channel - Мышкой нужно указать номер канала (в General MIDI их 16).

MIDI OUT

Bank - Тут выставляется интервал загруженных в память карты Банков с инструментами, которые будут непосредственно использоваться в композиции (я эту опцию не использую, так как работаю только со стандартным набором инструментов "128" и "Ударными").

Port - Номер порта соответственно. Вспомним настройки из первой части статьи.

Patch - Порядковый номер инструмента в банке. Можно выбрать на циферблате, а можно воспользоваться списком (справа).

Ниже расположена область с регуляторами (эффекты, фильтры типа Cutoff (Заглушение), Resonance и т.п.) Эти названия должны быть вам известны.

Про mixer можете сразу забыть! Он не понадобится. Все эффекты для MIDI настраиваются именно через эту панель.

Над регуляторами есть меню для выбора категорий набора регуляторов (filters, effect…). Надо понимать, о чём идёт речь!

А если есть желание - попробовать сконфигурировать и настроить набор регуляторов на свой вкус. Нужно щёлкнуть правой кнопкой мышки на произвольном регуляторе и выбрать Configure… в меню. На Вашем экране появится следующее окно.

Control Settings

В этом незамысловатом окне Control Settings (настройки регулятора)  мы будем настраивать контроллер (делать "ярлык" управления). Вводим название контроллера в поле Full name, в поле Short name вводим сокращённое название, которое в дальнейшем видно под самим регулятором. В поле Controller # вводим порядковый номер контроллера на устройстве (зависит от модели MIDI устройства), например: эффект "реверб" имеет номер 12 (Рекомендую обратиться в инструкцию по вашему MIDI устройству, там должна быть таблица со списком фильтров и эффектом с их порядковыми номерами). Рядом есть менюшка для выбора типа регулятора (аналогично нужно заглянуть в инструкцию по вашему MIDI устройству). Ниже, в поле Min/max задаётся калибр регулировки (грубость или другими словами масштаб). При желании сделанные настройки можно скопировать в буфер обмена для последующей вставки в следующий новый ярлык. Таким образом, можно вынести регуляторы различных эффектов и расставить из в удобном для вас порядке для последующего применения на выбранном инструменте.

Примечание: Такую настройку можно сохранить для использования в других проектах. Меню MIDI Out >>> Save preset as… (Сохранить сделанные настройки на панели регуляторов как…).

Вот теперь всё "На уровне!". Можно создавать свой микс - и на Export (В меню File >>> Export >>> MIDI File…). Всё просто, как дважды два!


Часть 3: Полезные советы от DJ YOSHI

Templates (наборы каналов или заготовки)

Каждый раз, когда нужно создать новую мидишку (композицию) приходится навёрстывать и настраивать каналы по новой. Зачем? Ведь можно сохранить все настройки в файл и всегда им пользоваться:

Clone Channel

Всё просто! Создаём микс (File >>> New), затем убираем все лишние каналы (Wave генераторы) со Step Sequenser`а (надеюсь, вы имеете представление, что означает это слово?). Добавьте 16 Генераторов (MIDI OUT), как это было показано выше (см. Часть 2). А если подумать, можно сделать проще: Добавьте 1 Генератор, настройте его, а потом клонируйте (размножьте).

Вы должны уметь клонировать: Правой кнопкой мыши по каналу >>> Clone Channel (Клонировать канал). И так 15 раз, пока не получится 16 каналов. Назовите их как вам удобно по порядку (как заготовки). Так легче сориентироваться.

Не забудьте каждому из каналов присвоить свой MIDI канал и указать нужный порт (см. Часть 2). Например: каналу с именем ch#1 должен быть присвоен 1-ый канал, каналу ch#2 должен быть присвоен 2-ой канал (MIDI). Всего, как вы знаете, 16 каналов, а 10-й канал - это ударные (Percussions). Если всё готово, можно сделать главное - сохранить заготовку.

Templates

Но не в каталоге где вы обычно сохраняете свои проекты, а в X:\Музыкальные_программы\FLStudio4\Data\Projects\Templates, предварительно создав там каталог, где имя каталога - это имя заготовки и поместив в этот каталог заготовку, имя которой должно быть аналогично имени созданного каталога. Например "SB Audigy MIDI Cannels". Перезапустите программу, и теперь эту заготовку можно открыть из меню File >>> Templates >>> SB Audigy MIDI Cannels. В остальном, работа с MIDI композициями так же проста, как и с обычными. Так же можно воспользоваться Playlist`ом, Piano roll`ом и т. д.

Всё - за исключением Mixer'a. Его, повторяю, не получится использовать в создании MIDI композиций. Всё просто: генератор MIDI Out посылает MIDI-команды непосредственно на устройство (на устройстве должен быть свой отдельный набор эффектов, если есть конечно :). Да и вообще, это технически невозможно! Нет поля для выбора (назначения) FX дорожки на Mixer'e. На закладке MISC в окне Channel Settings на Level Adjustment работает только регуляторы pan и vol, на polyphony не работает параметр SLIDES. Однако есть неплохой аналог, хоть и не совсем удобный - PITCH (можно воспользоваться Event Editor`ом, и даже нужно). Всё остальное на закладке MISC работает. На закладке FUNC не работает Tracking, SLIDE в категории Arpeggiator. Не увлекайтесь функцией Echo, это может помешать воспроизведению протяжных звуков на других каналах (на некоторых "звуковухах"). Лучше сделать delay вручную или использовать эффекты на MIDI-устройстве.

Layer (Слой)

Это очень интересная функция в FL Studio 4, служащая для группировки каналов (channel). Например, можно объединить несколько инструментов для одновременного их звучания и в результате получить неплохой инструмент. Layer позволяет также разделять MIDI клавиатуру на несколько частей, назначив каждой из разделённой части, свой инструмент, а потом играть вместе с друзьями или одному обеими руками. Правда здорово? А теперь можно попробовать это организовать.

Как ни странно Layer добавляется на Step Sequencer так же, как и MIDI Out (Channels > Add one > Layer). Добавим его.

Вот он наш, Layer. Игнорируя две знакомых верхних панели регулятора, изучим меню Layering:

Layer

Примечание: Единственное стоит заметить - pan и vol, cut и res не будут работать когда каналы "потомки" Layer`a - MIDI Out`ы. Просто нужно использовать эти же регуляторы на самих каналах MIDI Out.

Children

Group children - группировать потомки (объединённые каналы). Эта команда определит (объединит) потомки Layer в отдельную группу на Step Sequencer.

Delete children - удалить потомки (объединённые каналы). То есть все каналы, которые покрывает Layer, будут удалены. Опция Split мне пока не понятна :)

Кнопка Set children - установить выделенным каналам статус потомков Layer`а.

Show children - показать потомков, так можно проверить правильность объединения каналов.

Random - произвольное звучание. Каждый из потомков в этом Слое (Layer) будет звучать по отдельности в произвольном порядке.

Crossfade - сглаживание звука типа "ping pong" (туда - сюда). При одновременном звучании потомков будет получен эффект, подобный стерео звучанию. Звук потомков будет воспроизводится по следующей схеме: 1 потомок + 3 потомок >> 2 потомок или в другом произвольном порядке. А рядом расположен регулятор Fade - им задаётся глубина звучания потомков при разделении Crossfade, как при использовании регулятора pan.

С панелью мы ознакомились, теперь покажем его (Layer) работу на деле:

  • Выделяем нужные нам каналы для назначения статуса "потомков" Layer. Располагаем панель Layer рядом со Step Sequencer (так, чтобы было видно оба окна).

  • Затем правой кнопкой мыши выделите нужные каналы одним щелчком по овальному индикатору, справа от кнопки канала (они должны засветиться зелёным цветом).

  • После выделения нужных каналов нажмите кнопку Set children. Всё. Теперь выбранные каналы стали потомками Layer.

Можно попробовать побренчать используя эффекты Crossfade и Random. Так как в GM-стандарте всего 128 инструментов, Layer я использую для создания "палитры" инструментов (подобно краскам "Акварель", из двух или трёх цветов можно получить другие цвета в разных пропорциях).

Описание программы FL Studio и другие материалы по ее ис-пользованию можно найти на сайте MixGalaxy.ru.

Официальный сайт разработчиков программы FL Studio, а также место, где можно ее заказать: FLStudio.com.

Если возникнут какие-то вопросы, (а они обязательно возник-нут), пишите автору на этот адрес или сюда.

Желаю успехов в творчестве и удачи!


Страница 1
Вернуться к списку уроков

Главная • О FruityLoops • Fruity Plugins • School • RUference • FAQ • Fruity TOP • Hall of Fame • Loops List • Download

© 2002-2007 MixGalaxy.ru. Первоначальная идея, контент и дизайн © 2001 gard, WaveWizzard.
Использование материалов сайта без согласия авторов запрещено.
All logos and trademarks in this site are property of their respective owner.

      Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100