Главная • О FruityLoops • Fruity Plugins • School • RUference • FAQ • Fruity TOP • Hall of Fame • Loops List • Download

Урок 14 - Содержание

Страница 1

Вернуться к списку уроков

Реклама

ФорумСсылкиОбратная СвязьО Нас


Fruity School

Урок 14

Использование фильтрации при выводе синтезаторных партий во FruityLoops и FL Studio
    
Автор: 48 Parrots - Presto

Сегодня мы поговорим о выводе синтезаторных партий в эфир. Об этом необходимо знать и уметь грамотно реализовывать на практике для того, чтобы в треке не было всякого рода «резких скачков», чтобы различные переходы между партиями инструментов были приятны на слух.

Решается эта задача бесчисленным количеством решений. Всё ограничивается лишь вашей фантазией и знаниями. Я расскажу о наиболее распространённых и относительно простых методах.

 Это операции с громкостью (Volume), с ADSR – огибающей, (Attack, Decay, Sustain, Release), операции с панорамированием (Pan) и операции со всевозможными фильтрами. Разбирать случаи с громкостью и панорамированием я не стану, поскольку считаю, что про громкость, правый и левый канал знают все (если не знают…, то…, короче, учится вам надо, господа…)

Подробно остановлюсь на всякого рода фильтрах. Хочу сразу сказать, что если плагин имеет встроенный фильтр, то лучше предпочесть его стандартным фруктовым фильтрам, таким как Fast LP, Fruity Free Filter, Fruity Filter. Прибегать к помощи этих фильтров нужно в том случае, если в плагине либо вообще нет никакого фильтра, либо есть, но с другой, не нужной вам, АЧХ. Объяснять, почему стоит предпочесть встроенные эффект-процессоры стандартным фруктовым я не буду – сами услышите… Для понимания всего, что происходит при фильтрации, объясню несколько стандартных терминов.

 

ФНЧ или LP (Low Pass)–фильтр

Это фильтр, пропускающий все низкие частоты, начиная от частоты среза. Частота среза определяется параметром Cutoff. Параметр Resonance/Q определяет подъём частоты срабатыва-ния/добротность фильтра при подъёме, то есть определяет степень воздействия фильтра на соседние частоты при подъёме частоты срабатывания. LP-фильтр имеет АЧХ (амплитудно-частотную характеристику), изображенную на рис.1. На рисунке 2 представлена та же АЧХ, но с увеличенным параметром Resonance/Q.

АЧХ LP-фильтра

Рис.1.  АЧХ LP-фильтра

 АЧХ LP-фильтра

Рис.2.

 АЧХ LP-фильтра с увеличенным параметром Resonance/Q. Цифрой 1 обозначена частота срабатывания фильтра (значение параметра Cutoff)

 

ФВЧ или HP (High Pass)-фильтр

Фильтр, пропускающий высокие частоты и отрезающий все низкие. Частота среза определяется параметром Cutoff. Параметр Resonance или Q делает то же самое, что и в случае с LP-фильтром.

 

АЧХ HP-фильтра

Рис.3. АЧХ HP-фильтра

 

Полосовой или BP (Band Pass)-фильтр

Это фильтр, про-пускающий только определённую полосу частот и отсекающий все другие. Частота среза определяется параметром Cutoff. Параметр Resonance или Q определяет ширину полосы пропус-кания.

АЧХ BP-фильтра

Рис.4. АЧХ BP-фильтра

Чуть не забыл уточнить, что LP – фильтры бывают разных типов: LP12, LP18, LP24, LP6, - и так далее. Самые распространённые – это LP12 и LP24 фильтры. Цифра после LP указывает крутизну фильтра. Выражается этот параметр в децибелах на октаву (dB/oct).

Небольшой экскурс в историю… В древности было установ-лено, что человеку приятно слышать последовательность звуков, в которой частоты звуков, её составляющих, относятся как 4:5 или 5:6. То есть восьмая по счёту нота звучала в унисон с первой. Так появились октавы, гаммы, полутона. На самом деле гамм - огромное множество. То, что слышим мы в настоящее время – это не натуральная (не природная) гамма, а искусственно «выведенная» органистом Андреасом Веркмейстером. Дело в том, что в природной гамме невозможно сыграть одну и ту же мелодию в разных тональностях, и при игре инструмент необходимо было каждый раз подстраивать. Настройка органа - процесс чрезвычайно сложный, но по иронии судьбы Веркмейстер был органистом.

Каждой ноте соответствует своя определённая частота. Существует стандарт: А3 = 440 Гц. Исходя их этого в се-годняшних электронных инструментах формируются различные ноты. Теперь расшифруем понятие «X dB/oct», где X – произвольное число. Это означает, что каждая нижестоящая октава, относительно частоты срабатывания, будет звучать на X dB тише.

Перейдём непосредственно к рассмотрению примеров вывода синтезаторных партий в эфир. Для более наглядного объяснения я приготовил четыре mp3 - файла, размером по ~215 кБ каждый. Мелодию и тембр я взял из нашего трека Earth. Все примеры упакованы в архив filters.rar. При распаковке появятся четыре MP3-файла. Имена файлов соответствуют методу вывода и использованию соответствующего фильтра.

Fast_LP.mp3

Это пример с выводом синтезаторной партии при помощи стандартного эффекта в FLStudio – Fast LP. В начале движок Cutoff полностью прибран и постепенно возрастает, движок Resonance, наоборот, выведен на максимум и постепенно убывает. Ничего особенного в этом способе, точнее в использовании именно этого фильтра, я не вижу. Фильтр работает не очень хорошо, если прислушаться, то можно услышать высокие частоты. Плюс ко всему, не ясна крутизна среза и нет возможности её выбирать. В принципе, для вывода малозаметных мелодий этот фильтр вполне подойдёт.

Fruity_Free_Filter_HP.mp3

Пример с выводом той же партии, но только при использовании стандартного фильтра Fruity Free Filter. Это фильтр обладает различными видами АЧХ, я же воспользовался HP (High Pass). Здесь, в принципе, всё просто: добротность (Q) - на ноль, и крутим движок Freq. (частота среза) от максимума к минимуму. Такой метод лично я не использую в больших переходах, где играет какой-нибудь стринг и вступает основной синт, поскольку высокие частоты слишком «бросаются в глаза». Таким «макаром» я вывожу инструменты, когда играют ударные, бас и т.п. У этого эффекта есть минус: если посмотреть на максимальное значение частоты срабатывания, то увидим значение 16000 Hz. А наши с вами уши могут слышать частоты до 22 kHz (у некоторых индивидуумов - выше). То есть частоты выше 16 kHz в этом фильтре вообще не затрагиваются.

V-Station_Filter_without_MOD_Env.mp3

Пример с использо-ванием встроенного в VST-синтезатор V-Station LP-фильтра крутизной 12 dB/oct. Словосочетание «without_MOD_Env» означает, что здесь не использована ADSR – огибающая фильтра. В сравнении с тем же Fast LP, этот фильтр работает заметно лучше. То есть лучше справляется со своей прямой обязанностью - фильтрацией. Fast LP плохо отрезает высокие частоты, их можно услышать даже на плохой акустике. То есть фильтрация как таковая не происходит, а происходит лишь частичное подавление частот, как при работе с эквалайзером. Кстати, я добивался такого же «эффекта фильтрации» при использовании Fruity Parametric EQ, и мне кажется, что эти два эффекта построены на одном и том же движке.

V-Station_Filter_with_MOD_Env.mp3

То же самое, только с использованием ADSR – огибающей фильтра. Из всех способов мне больше всего нравится послед-ний, с использованием ADSR–огибающей фильтра. Поскольку здесь можно добиться великолепных результатов при простом изменении частоты среза: это эффект «щёлканья» на низких частотах или эффект «проскальзывания». В любом случае, это даёт б0льший простор для творчества, чем если бы мы просто крутили ручку Frequency.

Счастливо!!!

[48 Parrots] -- Presto


Страница 1
Вернуться к списку уроков

Главная • О FruityLoops • Fruity Plugins • School • RUference • FAQ • Fruity TOP • Hall of Fame • Loops List • Download

© 2002-2007 MixGalaxy.ru. Первоначальная идея, контент и дизайн © 2001 gard, WaveWizzard.
Использование материалов сайта без согласия авторов запрещено.
All logos and trademarks in this site are property of their respective owner.

      Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100